Пятница, 17.05.2024, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Никифоровой Веры Владимировны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Развитие лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития в условиях внедрения ФГОС.
[ Скачать с сервера (35.5 Kb) ] 12.11.2013, 19:41

Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития в условиях внедрения ФГОС.

Я, учитель русского языка и литературы обычной общеобразовательной школы,  сегодня хочу поговорить о наболевшем, об отношении к русскому языку. На мой взгляд, современное общество недооценивает роль языка в формировании интеллектуальных способностей человека, его духовного мира, культуры. А ведь «обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» ( А.Н. Толстой)

 Задача школы, учителя  - способствовать развитию лингвистического мышления школьников, тем самым способствовать развитию интеллектуальных способностей детей.

Что же такое язык? На этот вопрос отвечает А.Н.Толстой : «Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли».  Каково его значение в жизни ребенка? «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка». Такую высокую оценку роли языка в жизни ребенка дал К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться. Родной язык, являясь орудием познания и действенным средством общения и мышления, способствует интеллектуальному и духовному развитию личности и занимает важнейшее место среди дисциплин, входящих в систему среднего образования. При этом далеко не полностью раскрыты огромные потенциальные возможности процесса изучения языка как средства формирования лингвистического мышления учащихся, что является одним из условий интеллектуального развития школьников. А ведь одной из важнейших задач современного образования является становление интеллектуально развитой личности.

 Особенность преподавания русского языка в школе состоит в том, что этот предмет изучается на всех ступенях обучения.

Изучение русского языка в начальной школе – это первоначальный этап системы лингвистического образования  и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:

-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.

 Среди них хочется особое внимание обратить на метапредметные результаты, потому что впервые русский язык рассматривается не только как предмет изучения, но и как средство обучения, т.е. не просто предмет, а метапредмет. Такой взгляд на язык очень важен именно в плане формирования лингвистического мышления у школьников. Среди предметных результатов хочется выделить освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре  русского языка.

Русский язык изучается 5 часов неделю.

На второй ступени обучения (5-9 классы) учащиеся должны усвоить учебный материал на теоретическом уровне, который будет являться основой формирования системы практических умений и навыков, умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевать основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  Главная задача состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании русского языка , овладение его основными нормами, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно -нравственных и эстетических качеств личности школьника.

При этом русский язык изучается в 5-6 классах-5 часов, в 7 классе-4часа, в 8 классе- 3 часы, в 9 классе-2 часа.

На третьей ступени обучения (10-11 классы) содержание курса русского языка максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Конечная  цель преподавания русского языка в школе – это научение  свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной лингвистической компетенции, их умственное, интеллектуальное развитие, воспитание языковой личности.

Особенностью курса является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех норм современного литературного языка. Центральным разделом лингвистики становится культура речи.

В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение.

При этом на предмет отводится по 1 часу в неделю.

Все это говорится в «Рабочих программах по русскому языку».

Казалось бы, все так, и наши ученики при выходе из школы должны

прекрасно владеть русским языком, обладать  развитым лингвистическим мышлением, быть интеллектуально развитыми. Но мой 20-тилетний опыт работы позволяет сказать, что почему-то это не так. Большинство выпускников не умеют  грамотно выражать свои мысли, писать, осмысленно читать тексты разных стилей. Почему же это происходит? По моим наблюдениям, провал в изучении русского языка происходит на второй ступени обучения. Придя из начальной школы, дети, как правило, обладают довольно большими знаниями по русскому языку, они мотивированы на обучение и познание нового. На третьей ступени, ребята понимают недостаточность своих знаний и, по возможности, начинают наверстывать упущенное. Правда, часто это бывает уже поздно. Почему же на второй ступени обучения пропадает у учащихся интерес к предмету?

Я считаю, на то есть несколько причин:

-русский язык рассматривается чаще всего как предмет изучения, а не средство обучения;

-при переходе с первой на вторую ступень обучения не всегда прослеживается преемственность учебных программ;

-сокращение количества уроков на второй и третьей ступенях обучения;

- учитель не всегда способен сделать содержание урока личностно и жизненно важным для ученика, актуальным и востребованным;

- бедность и стереотипность набора форм, методов организации и реализации этапов урока;

-возрастные, физиологические особенности школьников.

И получается, что по окончании школы у детей плохо сформировано или вообще отсутствует лингвистическое мышление, а оно является одной из составляющих интеллектуальных способностей человека.

А что же такое «Лингвистическое мышление»?

Словарь говорит, что это «совокупность умственных действий по определению значений слов и оперированию ими в речи». На первый взгляд, все очень просто. Что же мы не можем говорить, составлять из слов предложение, что может быть проще? И часто мы забываем, что «состояние речи – это состояние мысли, состояние мысли – это состояние сознания, состояние сознания – это предпосылки поступков.  Поступки – сущность поведения людей. Сущность поведения людей – это судьба народа». И поневоле поверишь в точность высказывания: «Как мы говорим, так мы и живем»

Что же нужно сделать, чтобы изменить нашу жизнь?

Первое и главное: надо изменить отношение к русскому языку. И здесь задача школы как раз и заключается в необходимости формирования лингвистического мышления на уроках русского языка. Обращение к этой проблеме вызвано и реалиями сегодняшнего дня, необходимостью реализовать деятельностную и личностно ориентированную составляющие содержания образования, на которые сделан акцент в образовательном стандарте. В нем приоритеты отдаются не накоплению суммы знаний, а овладению системой знаний, умений и навыков, что уже предполагает необходимость организации специальной работы, предполагающей оперирование полученными знаниями и включение их в познавательную деятельность. Необходимо сформировать круг знаний о  роли языка в жизни человека и общества, о том, что язык  постоянно развивается, о системном характере языка, о многообразии языков и о месте русского языка среди них. Именно высокий уровень сформированности лингвистического мышления позволяет ученику и личности взрослого человека в будущем остаться не просто обучаемым, не только сохранить потребность в приобретении новых знаний, каких бы областей это знание ни касалось, но и в совершенстве владеть инструментом получения нового знания, а именно языком.  А язык постоянно остаётся посредником между познанным и вновь познаваемым.

Показатели сформированности лингвистического мышления у школьников: 1) представление о языке как системе; 2) необходимый запас лингвистических знаний; 3) умения осуществлять общемыслительные и собственно лингвистические операции; 4) определённый уровень понимания грамматических значений и осознания их многообразия; 5) осознанное и заинтересованное отношение к процессу изучения явлений языка.

 

 Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям приобрести осознанный взгляд на язык как средство обучения  и предмет изучения.

 Как же это сделать? Как пробудить интерес детей к русскому язык, как разбудить желание изучать русский язык?

Я считаю, что, прежде всего, надо перестроиться самому учителю.  Новое время предъявляет новые требования к  педагогу, к уроку. Нельзя стоять на месте, нужно находить новые формы и методы работы.  Ведь как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления».

  А вот как это сделать? Ведь считается, что «русский язык» - предмет довольно сухой и скучный. Но это не так. И на своих уроках я стараюсь детям это доказать.

 В этом мне помогает технология проблемного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный – это всегда противоречие, в данном случае между знанием и незнанием. «Диалог»- форма обучения в сотрудничестве.

 Цель: создание условий для проявления познавательной активности учащихся, стимулирование к творчеству.

Задачи: 1)Научить самостоятельному поиску решений учебных задач.

2. Развивать творческое  мышление, опыт поиска вариантов  решения проблемы путем проб и ошибок (экспериментальной деятельности)

3. Воспитывать в детях уважительное отношение к мнению окружающих, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность.)

 

1.       В основе проблемного обучения лежат  идеи Дж. Дьюи (1859–1952)

американского психолога, философа и педагога; «Мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наше знание. Без этого знания остаются только догадками».
                                                                                                       Дж. Дьюи

Автором  технологии проблемного диалога является Елена Леонидовна Мельникова.  В своей  работе «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА:

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» и книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности:

1.      постановка проблемы; *

2.     поиск решения; *

3.выражение решения; *

4.реализация продукта. *

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Приемы создания проблемной ситуации:

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения;

2Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием;

3. . Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

      Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

3.     Дать практическое задание, не выполнимое вообще

4.     Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

 

СИТУАЦИЯ:

Изучение темы «Правописание суффиксов ЧИК, ЩИК» Я начинаю с того, что вызываю двух учеников к доске. На разворотах доски они записывают под диктовку несколько слов на новое правило, например, Разведчик, переписчик, заказчик, выдумщик, мойщик, перебежчик. Затем дети разворачивают створки доски и видят, что написали по-разному.

-Кто из ребят прав?

-Сравните свои записи с правильным вариантом (учитель открывает правильный вариант)

-над чем вы задумались, когда записывали слова?

-какую букву писать Ч или Щ.

-Почему не справились с заданием?

-Потому что мы не знаем правило .

-Значит, о чем мы будем говорить?

-О правописании суффиксов ЧИК, ЩИК.

 

Подводящий к теме диалог

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

 

 

 

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Сила любви благородной
Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: « Не верю».
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без

меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут. 
По Ф. Кривину

 -как вы думаете, почему я начала урок со сказки?

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 

Приём «актуальность».

 

 

Легкая тема:  Иногда на уроке русского языка я говорю тему сразу, например, «Ь на конце наречий», но добавляю, что она настолько проста, что мне даже стыдно ее предлагать таким способным ученикам.  Предложите, как ее можно усложнить, о чем еще может идти сегодня на уроке речь?

 Так постепенно мы подошли к более широкой теме « Ь на конце слов после шипящих»

 

 

При подготовке к урокам стараюсь больше использовать краеведческий материал. Это всегда интересно детям. Например, урок систематизации и обобщения по теме «Причастие» «И это все о нем» полностью построен на краеведческом материале. Н а большее использование регионального компонента делается акцент и в новых образовательных стандартах.

В целом, могу сказать, что сначала у ребят было просто удивление, а потом они уже стали ждать этого удивления.  Мне очень приятно видеть заинтересованность детей и их задумчивые  глаза, когда они решают какую-либо учебную проблему.

  Таким образом, применение технологии проблемного диалога  способствует более качественному  усвоению знаний, воспитанию активной личности,  стимулирует развитие интеллекта, творческих способностей детей.

 

Кроме того, я считаю, что очень важной в плане формирования лингвистического мышления является такая форма работы как исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка.

Эта деятельность развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы. В итоге создаётся научно -исследовательская или учебно-исследовательская работа.  Дети одаренные могут заниматься научно-исследовательской работой, выступать на научно-практических конференциях. Так, например, работа моей ученицы «Роль обращений в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» заняла 3 место на областной научно-практической конференции. Дети менее одаренные для начала могут заниматься учебно-исследовательской работой, выступать со своими наблюдениями на уроках.  

 Исследовательская деятельность – это сложная форма работы как для ученика, так и для учителя.

Существуют следующие этапы выполнения исследовательской работы:

   Первый этап – подготовка к исследованию:

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

Третий этап – оформление исследовательской работы. 

Четвёртый этап – защита работы.

        

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу; 

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

         Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

 

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения, что способствует формированию лингвистического мышления.

 

В заключение хочу сказать, что развитое лингвистическое мышление предполагает свободное владение языком, использование языковых средств  для высказывания своих мыслей в устной или письменной форме не задумываясь, а также умение правильно, адекватно понимать высказанные другими мысли. Это способствует повышению общей и речевой культуры человека, а также является необходимым условием полноценного общения людей, что, в свою очередь,  оказывает влияние на формирование лингвистического мышления. Ведь «язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». ( А.И. Куприн)

Ресурсы

 

1.     А.М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972

2. Э.В.Криворотова. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития. – Автореферат, М.2007

3. Е.Л. Мельникова «Проблемный диалог или как открывать знания с учениками» М., 2006

4. httl:// www.school2100.ru. Технология проблемного диалога.

5.  В.Ирзабеков  РУССКОЕ СОЛНЦЕ. О тайне русского слова – М.: Даниловский благовестник, 2007 г. – 120 с.

6.  httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Vera1
Просмотров: 1909 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz