Пятница, 17.05.2024, 16:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Никифоровой Веры Владимировны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая работа
[ Скачать с сервера (239.4 Kb) ] 12.11.2013, 19:32

Метапредметность в образовании.

 

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Немного истории.

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России до революции. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей –  с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году  был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.

  В настоящее время в связи с введение ФГОС  реализовать новый образовательный стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, который предполагает формирование УУД.

 

1.     Как же понимается метапредметность в образовании?

В древнегреческом языке понятие Предлог «МЕТА» имеет несколько значений. Применительно  к нашей сфере переводится как «НАД»

И означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности»

 

2.     Две школы занимаются разработкой этого понятия. Идеологами являются :

Громыко Юрий Вячеславович.

Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при департаменте образования Москвы.

Хуторской Андрей Дмитриевич.

Организация – центр дистанционного образования, Москва

 

3.     Они вводят такие метапонятия, как

-метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, отражает уровень развития личности.

-Метаспособы –это мышление и инновационные и регулятивные умения.

-метазнания – это знания о структурах и способах получения знаний. Характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.

 

4.     Суть надпредметного подхода в интеграции содержания образования, направлен на формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), веществах (химия), художественных образах(Литература).

 

Осознав все это, я построила конкурсный урок так, что бы показать единицу языка в системе языка.

Мы с детьми рассматривали слово «Счастье» с точки зрения фонетики, лексики, синтаксиса, морфемики, словообразования, этимологии, морфологии. И как результат, мы составили паспорт слова»Счастье». Кроме того, пытались от бытийного понимания счастья выйти на общечеловеческий, может даже философский уровень. Как результат. Совместный портрет слова «Счастье» в виде фотоколлажа мы составили.

 

5.     Средства достижения

–определенные технологии

Метапреметы

-надпредметные понятия

-метапредметные темы в рамках предметных курсов.

 

6.     Рекомендуемые технологии

- развивающее обучение Эльконина-Давыдова

-технология критического мышления

-технология проблемного диалога

-ТРИЗ-теория решения изобретательских задач 

 

 технология проблемного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный – это всегда противоречие, в данном случае между знанием и незнанием. «Диалог»- форма обучения в сотрудничестве.

 Цель: создание условий для проявления познавательной активности учащихся, стимулирование к творчеству.

Задачи: 1)Научить самостоятельному поиску решений учебных задач.

2. Развивать творческое  мышление, опыт поиска вариантов  решения проблемы путем проб и ошибок (экспериментальной деятельности)

3. Воспитывать в детях уважительное отношение к мнению окружающих, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность.)

 

1.       В основе проблемного обучения лежат  идеи Дж. Дьюи (1859–1952)

американского психолога, философа и педагога; «Мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наше знание. Без этого знания остаются только догадками».
                                                                                                       Дж. Дьюи

Автором  технологии проблемного диалога является Елена Леонидовна Мельникова.  В своей  работе «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА:

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» и книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности:

1.      постановка проблемы; *

2.     поиск решения; *

3.выражение решения; *

4.реализация продукта. *

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Приемы создания проблемной ситуации:

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, точки зрения;

2Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием;

3. . Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

      Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

3.     Дать практическое задание, не выполнимое вообще

4.     Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

 

Метапредметность этой технологии в том, что  с ее помощью дети учатся учиться, решают проблемные ситуации в диалоге с учителем, учащимися.

 

 

7.     Метапредметы

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания, сориентировать школьников на развитие базовых способностей.

Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа.

 -знание

-знак

Проблема

Задача

 

8.     Предлагаемая деятельность

-исследовательская

-эвристическая

-проектная

Диалоговая

Дискуссионная

-игровая.

Суть в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, проблемной ситуации.

 

9.     Приемы.

Принцип метапредметности состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся на любом предмете. (Составление карт, схем, таблиц, кластеров, деревьев понятий, Схем «Фишбоун»)

 

10. Метапредметные результаты

 

В ФГОС много говорится о метапредметных результатах, которые

сходны с УУД. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности…;

      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

      смысловое чтение;

      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты …

  Самое главное - умение учиться, т.е. способность  к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых знаний.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Vera1
Просмотров: 417 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz